ФИЛОСОФИЯ ВЛАСТИ ТАЛИБАНА: ШАРИАТ, ОБЫЧАИ И ПЛЕМЕННОЙ СТРОЙ
DOI:
https://doi.org/10.48371/ISMO.2025.61.3.003Ключевые слова:
Талибан, пуштунвали, А. Хаккани, религия, эмират, политика, деобандия, шариатАннотация
В данной статье рассматриваются мировоззрение, философия государственного управления и общая религиозная идеология движения «Талибан», которое вернулось к власти в Афганистане в августе 2021 года. На формирование и функционирование Талибана как организации повлияли не только ислам, но и племенной кодекс пуштунской нации под названием «пуштунвали». В исследовании также подробно рассматривается этот аспект и анализируется его влияние на Талибан. Значительная часть статьи посвящена анализу политической философии Талибана на основе книги «Исламский Эмират и его система», написанной Абдулхакимом Хаккани действующим верховным судьей Афганистана и религиозным деятелем Талибана, опубликованной в 2022 году. В указанной работе система правления первых четырёх халифов представлена в качестве модели для построения государственной власти в современном Афганистане. В частности, утверждается, что эмир должен быть мусульманином, мужчиной, разумным, богобоязненным, справедливым и обладать учёной степенью муджтахида в соответствии с мазхабом. Также подчёркивается, что настоящий лидер должен обладать мужеством, политическим чутьём и высокой компетентностью, а также способностью эффективно управлять делами халифата. Подобные характеристики соответствуют требованиям, предъявляемым к халифу или имаму в средневековом исламском политико-правовом дискурсе, что свидетельствует о стремлении Талибана позиционировать себя как законного наследника традиционной исламской системы управления. В книге также обсуждаются такие темы, как идеальное государство по мнению Талибана, порядок избрания эмира, принципы государственного управления, критика современной демократии по сравнению с исламской системой и вопрос положения женщин. Эта книга не является официальным документом или доктриной Талибана по управлению страной. Однако, поскольку книга была написана такой высокопоставленной фигурой, как Хаккани, и получила официальную поддержку, она считается очень ценным источником для понимания системы власти и жизненной философии Талибана.